Документ
Комментарий
Основные изменения сводятся к тому, что при взыскании штрафных санкций, предусмотренных Законом Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (Закон № 1533) и Законом Украины от 01.03.91 г. № 803-XII «О занятости населения» (Закон № 803), административных штрафов и других видов задолженности перед Фондом социального страхования на случай безработицы (Фонд), сроки давности не применяются (часть четвертая ст.38 Закона № 1533).
В связи с этим обращаем внимание на следующее.
Во-первых, до внесения изменений сроки давности не применялись только в отношении взыскания штрафных санкций, предусмотренных упомянутыми выше законами. Теперь же такие сроки не применяются и в отношении взыскания административных штрафов, а также любых других видов задолженности перед Фондом.
Во-вторых, Законом № 1533 предусмотрено наложение на страхователя штрафа только за нарушение порядка использования средств Фонда – в размере предоставленной суммы средств (финансирования), использованной с нарушением. Законом № 803 не установлен размер штрафов за конкретные виды нарушений. Сказано только, что лица, виновные в нарушении законодательства, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
В-третьих, перечень нарушений и размер административных штрафов, которые налагаются на должностных лиц страхователя приведен в ст.165-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х (КоАП). Это, в частности, нарушение порядка использования страховых средств, несвоевременный или неполный их возврат, непредставление или несвоевременное представление сведений (отчетности) об использовании таких средств. За перечисленные нарушения предусмотрен штраф в размере от 136 до 255 грн. (за повторное нарушение – от 170 до 340 грн.).
В рассматриваемом случае хотелось бы более подробно остановиться на административных штрафах.
Дело в том, что в соответствии со ст. 38 КоАП административное взыскание (в т.ч. и штраф) может быть наложено на виновное лицо не позднее, чем через два месяца со дня совершения нарушения, а при продолжительном нарушении – не позднее, чем через два месяца со дня выявления нарушения (если дело об административном нарушении подведомственно суду – не позднее, чем через три месяца).
Так вот, сроки давности, указанные в ст.38 КоАП, не применяются при взыскании административных штрафов за нарушения законодательства о социальном страховании на случай безработицы. Ведь часть четвертая ст.38 Закона № 1533 имеет приоритет над ст.38 КоАП, поскольку носит специальный характер.
Кроме того, комментируемым документом – Законом Украины от 21.04.2011 г. № 3277-VI «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» относительно усиления платежной дисциплины страхователей и использования страховых средств» (Закон № 3227) – устанавливается, что на отношения в сфере осуществления контроля за своевременностью представления и достоверностью представленных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдения порядка их использования не распространяется действие Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных мерах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Такой контроль осуществляется согласно требованиям Закона № 3277.
Закон № 3277 вступил в силу со дня его официального опубликования – с 18.05.2011 г.
Документ
Комментарий
Изменения, внесенные Законом Украины от 19.04.2011 г. № 3231-VI «О внесении изменений в статью 121 Кодекса законов о труде Украины» (Закон № 3231), касаются размера среднего заработка (средней заработной платы), который начисляется и выплачивается работнику за время нахождения в командировке.
Так, ст.121 Кодекса законов о труде (КЗоТ) дополнена частью четвертой, в соответствии с которой «работникам, направленным в служебную командировку, оплата труда за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором, и размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка».
Таким образом, теперь законом четко определено право работодателя устанавливать заработную плату командированному работнику в размере большем, чем его средний заработок и этот размер должен быть установлен в трудовом или коллективном договоре. Ранее, в предыдущей редакции части третьей ст.121 КЗоТ, указывалось, что за командированным работником сохраняется средний заработок, т.е. не более и не менее его размера.
В связи с этим напомним, что средний заработок командированного работника определяется в соответствии с требованиями Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.
Как видим, новшества можно охарактеризовать как положительные и для работников и для работодателей. Вместе с тем следует обратить внимание на два отрицательных вывода, которые могут следовать из комментируемых изменений.
Конечно же, при формулировке изложенных отрицательных выводов использован слишком формальный подход. Тем не менее, о них следует знать. Внести ясность в эти вопросы могут только государственные органы путем издания соответствующих разъяснений.
Закон № 3231 вступил в силу на следующий день после его официального опубликования – 13 мая 2011 года.
Комментарий
ГНАУ в письме от 22.04.2011 г. № 7680/6/16-1515-20 обращает внимание на то, что если плательщик НДС получил кассовый чек, в котором общая сумма полученных товаров (услуг) превышает 200 грн. (без НДС), то на основании такого чека (без налоговой накладной) нельзя включить в налоговый кредит ни всю сумму НДС, ни ее часть.
Поясним сказанное на примерах.
Пример 1. 20 мая предприятие приобрело канцелярские товары на сумму 240 грн., в т.ч. НДС – 40 грн. На сумму покупки получен кассовый чек. Налоговая накладная отсутствует.
Предприятие имеет право включить НДС в состав налогового кредита в сумме 40 грн.
Пример 2. 23 мая предприятие приобрело:
На сумму покупок получено два кассовых чека. Налоговые накладные отсутствуют.
Предприятие имеет право включить НДС в состав налогового кредита в сумме 30 грн. НДС в сумме 20 грн. в состав налогового кредита не включается.
Пример 3. 24 мая предприятие через подотчетное лицо приобрело бензин на сумму 360 грн., в т.ч. НДС – 60 грн. На сумму покупки получен кассовый чек. Налоговая накладная отсутствует.
Предприятие не имеет права включить НДС в состав налогового кредита по такому кассовому чеку.
Сделанный авторами письма вывод основан на пп.«б» п.201.11 ст.201 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ), в соответствии с которым основанием для включения НДС в налоговый кредит без налоговой накладной являются «кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом в целях такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 гривен за день (без учета налога)».
Обращаем внимание на то, что существует и другая точка зрения на приведенную законодательную норму. Поясним ее на примере.
Пример 4. 25 мая предприятие через подотчетное лицо приобрело бензин на сумму 360 грн., в т.ч. НДС – 60 грн. На сумму покупки получен кассовый чек. Налоговая накладная отсутствует.
Предприятие имеет право включить НДС в состав налогового кредита в сумме 40 грн., а 20 грн. (60 грн. - 40 грн.) в состав налогового кредита не включается.
Комментарий
Для налогоплательщиков письмо ГНАУ от 25.03.2011 г. № 8289/7/19-0217 (Письмо № 8289) представляет значительный интерес и подспорье в работе. Ведь оно содержит в себе подробную, систематизированную Таблицу со всеми (или почти всеми) видами (признаками) нарушений законодательства и штрафными (финансовыми) санкциями, которые налагаются за такие нарушения. В Таблице также указывается конкретная законодательная норма и тип уведомления-решения, которое составляется налоговыми органами при наложении штрафов.
При этом, следует обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, комментируемое Письмо № 8289 – это первый документ подобного рода, изданный государственной налоговой службой, за всю историю ее существования. Во всяком случае, о существовании других документов (изданных ранее), содержащих такую полную и систематизированную информацию, неизвестно.
Во-вторых, в соответствии с частью первой п.113.3 ст.113 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ) налоговые органы имеют право налагать штрафы за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого на них возложен. Эта норма объясняет наличие в Письме таких законодательных актов (и штрафов ими предусмотренных), как, например, Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Ведь этот Закон не является законом по вопросам налогообложения.
В-третьих, в соответствии с частью второй п.113.3 ст.113 НКУ наложение за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, штрафов, не предусмотренных НКУ и другими Законами Украины, не допускается. Иными словами можно сделать вывод, что наличие в Письме № 8289 (как, впрочем, и само существование) Указов Президента Украины и постановлений КМУ, предусматривающих наложение на предприятия штрафов, противоречит упомянутой норме НКУ. Ведь эти документы не являются законами.
Что же касается уведомлений-решений, составляемых налоговыми органами при наложении штрафов на налогоплательщика, и которые приводятся в Письме № 8289, то их формы приведены в приложениях к Порядку направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденным приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985.
В заключении отметим, что за нарушение налогового и другого законодательства предусмотрена еще и административная ответственность в виде штрафов. К такой ответственности привлекаются должностные лица предприятий и частные предприниматели. Виды нарушений и штрафов за их совершение в Письме № 8289 отсутствуют – они содержаться в Кодексе Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
Комментарий
Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности в письме от 01.04.2011 г. № 03-28-738 предоставила ответы на два актуальных и злободневных вопроса: выплата больничных при увольнении работника и сроки уплаты ЕСВ и НДФЛ с сумм больничных.
1. Ни для кого не является секретом, что в день увольнения работника предприятие обязано произвести с ним полный расчет, т.е. выплатить все, причитающиеся (начисленные) увольняемому работнику суммы. Если предприятие этого не сделает, то оно будет обязано выплатить уволенному работнику средний заработок за все время задержки по день фактического расчета. Таковы требования Кодекса Законов о труде Украины от 10.12.71 г. (КЗоТ).
Вместе с тем, в соответствии со ст.21 Закона Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»:
1Форма заявления-расчета приведена в приложении к Порядку финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденному постановлением правления Фонда от 22.12.2010 г. № 26.
Иными словами, предприятие может оказаться в ситуации, при которой не сможет полностью рассчитаться с увольняемым работником (в части начисленных «больничных») в виду того, что Фонд не успеет профинансировать предприятие. Неужели в этом случае предприятие будет обязано выплачивать работнику средний заработок за все время задержки в расчете? Многие специалисты на этот вопрос давали положительный ответ. На самом деле это не так.
В ст.116 КЗоТ говорится о том, что при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, производится в день увольнения. То есть речь идет только о выплатах, которые начислены за счет средств предприятия, а не Фонда.
Именно эта норма приводится в Письме в качестве аргумента. Мы бы добавили еще одну – ст.117 КЗоТ, в которой говорится о том, что выплата среднего заработка уволенному работнику производится только в том случае, если задержка в выплате произошла по вине собственника (уполномоченного им органа). Если предприятие произвело все действия, необходимые для получения финансирования от Фонда (открыло дополнительный счет, подало заявление-расчет и т.п.), но Фонд не перечислил средства, значит предприятие не виновато в задержке расчета с работником на сумму «больничных», следовательно, оно не обязано выплачивать средний заработок.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Если работник увольняется, но средства на выплату «больничных» еще не поступили на счет предприятия, то сумма пособия выплачивается такому работнику после его увольнения. При этом обращаем внимание на то, что в рассматриваемом случае речь идет только о «больничных» за счет Фонда. Оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств предприятия, а значит производится в день увольнения работника.
2. В ответе на второй вопрос авторы Письма акцентируют внимание на том, что финансирование выплаты «больничных» осуществляется исходя из начисленной суммы пособия (в нее входит сумма пособия, которая подлежит выплате работнику «на руки», и суммы ЕСВ и НДФЛ, которые удерживаются с начисленной суммы «больничных»).
При этом в Письме указывается, что уплата ЕСВ и НДФЛ, удержанных с суммы «больничных», осуществляется после получения финансирования от Фонда.
В тоже время, предприятиям следует учитывать, что в соответствии с абзацем первым части 8 ст.9 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» работодатели обязаны уплачивать ЕСВ (в части удержаний) не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом. Иными словами, суммы удержанного с «больничных» ЕСВ необходимо перечислить не позднее 20 числа, следующего за отчетным месяцем даже в том случае, если от Фонда не получено финансирование и выплата «больничных не производилась. Иначе на предприятие будут наложены соответствующие штрафные (финансовые) санкции.
Что касается НДФЛ, то ситуация выглядит несколько сложнее. В период действия декларации по НДФЛ2 налог с невыплаченных сумм (в том числе и с сумм «больничных») необходимо было уплачивать в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) месяца (пп.49.18.1 ст.49 и п.57.1 ст.57 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI). Теперь же, надо полагать, уплачивать НДФЛ с невыплаченных сумм необходимо раз в квартал — после представления формы № 1ДФ.
2 Форма декларации утверждена приказом ГНАУ от 31.01.2011 г. № 58, который уже отменен приказом ГНАУ от 19.04.2011 г. № 225.
Таким образом, в случае невыплаты «больничных» и наступлении сроков уплаты ЕСВ и НДФЛ все же следует уплатить эти обязательные платежи за счет средств предприятия. В последствии, когда на счет предприятия поступят средства от Фонда, необходимо будет выплатить «больничные» работнику и повторно уплатить суммы ЕСВ и НДФЛ. В этом случае образуется переплата по указанным платежам, но будут соблюдены законодательные нормы. Суммы переплаты будут зачтены в счет будущих платежей.
Документ
Комментарий
Правление Пенсионного фонда постановлением от 31.03.2011 г. № 9-1 (Постановление) утвердило:
Обращаем внимание на то, что руководствоваться Перечнем и составлять Акт по вновь утвержденной форме органы
Пенсионного фонда будут не только при проверках правильности начисления и уплаты ЕСВ (п.2 Перечня), но и страховых взносов, которые взимались в Пенсионный фонд до 1 января 2011 года (п.3 Перечня), сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций (п.5 Перечня), и др.
Постановление правления ПФУ от 01.12.2008 г. № 21-1 «О порядке оформления результатов проверок, осуществляемых органами Пенсионного фонда Украины» признано утратившим силу.
Напомним также, что Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден постановлением КМУ от 09.03.2011 г. № 233.
Постановление вступило в силу 20 мая 2011 года.