Документ
Комментарий
16 апреля 2020 года Верховный Суд принял Постановление по делу № 809/483/16 (административное производство № К/9901/28976/18) по кассационной жалобе ООО на постановление Ивано-Франковского окружного административного суда от 30.06.2016 г. и постановление Львовского апелляционного административного суда от 02.11.2016 г. о признании их противоправными и отмене налогового уведомления-решения о начислении налоговых обязательств по НДС и штрафных санкций.
Суть спора заключается в следующем.
ООО приобретало у нерезидентов товары на основании вэд-контрактов, условиями которых было предусмотрено получение покупателем бонуса в виде дополнительной скидки в размере 1% в случае перечисления в срок 100% предоплаты. По мнению ГНИ, получение ООО бонуса от продавца-нерезидента приравнивается к оказанию ему маркетинговой услуги, а полученная сумма бонуса, как мотивационная, стимулирующая выплата, является компенсацией стоимости такой услуги. Поэтому сумма полученного бонуса должна облагаться НДС. На этом основании ООО были доначислены налоговые обязательства по НДС и соответствующие штрафные санкции, о чем было вынесено оспариваемое в суде налоговое уведомление-решение.
Суд первой и апелляционной инстанций отказал ООО в удовлетворении иска, поддержав позицию ГНИ в том, что мотивационные выплаты (бонусы, скидки) могут быть отнесены к маркетинговым услугам, поэтому при получении мотивационных выплат (бонусов, скидок) от продавцов - нерезидентов, у ООО возникают налоговые обязательства по НДС согласно п.185.1 ст.185 НКУ, а базой налогообложения является сумма полученного вознаграждения в виде бонуса.
Однако Верховный Суд не поддержал данное мнение, указав следующее: «предоставление маркетинговых услуг должно выражаться в определенных действиях исполнителя таких услуг относительно, в частности, размещения продукции налогоплательщика в местах продажи, изучения, исследования и анализа потребительского спроса, внесения продукции (работ, услуг) поставщика в информационные базы продаж, сбора и распространения информации о продукции (работе, услуги) и др. Под продажей маркетинговых услуг понимаются операции по предоставлению таких услуг при условии компенсации их стоимости. То есть получение маркетинговых услуг предполагает наличие двустороннего обязательства между сторонами, где одна сторона имеет обязательство предоставить услуги, другая – встречное обязательство оплатить их. В то же время скидки и бонусы предусматривают исключительно одностороннее обязательство одной стороны осуществить конкретное действие при надлежащем исполнении другой стороной договора (основного обязательства)».
На этом основании судьи сделали вывод, что бонусное вознаграждение, премия или скидка на стоимость товара, предоставленная продавцом покупателю в соответствии с условиями договора о купле-продаже, не может расцениваться как оплата стоимости услуг в сфере маркетинга1.
1 Аналогичная правовая позиция уже высказывалась ранее Верховным Судом в Постановлении от 18.12.2018 г. по делу № 808/3341/16.